Например, у одной женщины, которая обратилась ко мне, назовем ее Жанна, головная боль вызывалаассоциации с
- недовольным лицом мамы, которая устала после работы,
- с колокольчиками будильника в голове, требующими действий,
- с колоколом,
- с лампой в лицо.
Эти ассоциации, в работе с симптомами Жанны, помогли найти психологический механизм, который вызывал головные боли.
Повышенная ответственность
Жанна признавала за собой повышенную ответственность за своевременность и качество выполняемых ею дел. Ей не давали покоя некачественно выполненные задания и не вовремя сданные проекты. Жанна, всегда начинала делать работу задолго до срока сдачи и тратила на эту работу сил и внимания больше, чем многие другие бы потратили на ее месте. Стоимость ее произведений была всегда выше цены, которую за них платили. Чтобы оправдать затраты, Жанна считала себя альтруистичной. Но тоже сомневалась, что мотивом для тщательности была "любовь к людям и желание дать больше". По ее оценке, степень качества ее работы была для потребителя неразличима. Настолько неразличима, бывает для пальцев, разница в шероховатости двух очень гладких предметов. Начиная с определенной высоты неровностей, а точнее с 0.6 мкм и меньше, предмет будет называться человеком просто гладким.
Несмотря на понимание себя и своей проблемы Жанна не находила тех психологических факторов, которые заставляют ее снова и снова вкладывать чрезмерные бесплатные усилия.
Головная боль спасала.
Когда усилия становились чрезмерными, на помощь приходила головная боль, которая позволяла прервать процесс, доделать его лишь бы доделать и быстрее перейти к отдыху.
С больной головы на здоровую
Соединив полученные ассоциации, мы восстановили фрагменты прошлого, которые «обучили» Жанну, а точнее ее голову, реагировать болью.
Мама Жанны была человеком ответственным и напуганным. Мама всегда боялась, именно боялась, а не тревожилась. Боялась глубоко и сильно, неким даже звериным страхом. Боялась потерять работу, отвержения, безденежья, голода, бездомности. Все эти страхи были не невротического происхождения, а результатом травматического опыта ее жизни. Из-за страха, мама Жанны много трудилась, перерабатывала, уставала, возвращалась с головной болью с работы и с недовольным лицом ложилась отдыхать, вставала с головной болью по будильнику, включала резкий яркий свет и будила Жанну, чтобы отвести ее в садик, а потом в школу. Еще, от страха, мама кричала на Жанну. Зычно кричала, как колокол, когда Жанна делала что-то недостаточно качественно и допускала ошибки или медлила.
Всем известно, что люди кричат от страха. Напуганный человек не выносит рядом расслабленных и беззаботных людей. Беззаботные люди порождают в нем еще больше страха, ведь они рассредоточены и значит могут пропустить что-то важное. Потому, напуганный человек очень хочет напугать всех вокруг. Он кричит или даже бьет, чтобы напугать.
Результаты
На психологических сеансах мы создали и закрепили новый опыт. Реакции Жанны изменились. Если описать метафорой, то
- Реакция на будильник, тот старый механический будильник, превратилась из страха в умиление и ностальгию.
- Реакция на крик мамы, той, молодой напуганной мамы, стала не больше чем реакция на церковный колокол, рядом с которым стоять, конечно, не стоит, но и бояться его незачем.
- Реакция на яркий свет, стала похожа на реакцию на солнечный свет. Ярко, надо защищаться, но не страшно.
Потрудиться пришлось с "мамиными страхами" и "маминой привычкой работать до головной боли". Юная Жанна, как и все дети, научилась многому, просто подражая родителям. Привычки наших родителей становятся первичным эталонным опытом, от которого не так просто отказаться. На психологических сессиях мы занимаемся не только болезненным опытом, но и переобучением. Мы формируем новые эталонные модели поведения. Родительский опыт остается лишь одной из огромного числа возможностей.